Способность к чудесам

Сегодня незадолго до открытия американского рынка президент США Дональд Трамп написал в твиттере о «большом дне в переговорах с Китаем» и намерении завтра встретиться с вице-премьером Лю Хэ.

Несмотря на кокетство Трампа («Они хотят заключить сделку, но хочу ли я?»), рынок воспринял это как позитивный сигнал. Тем более, что Bloomberg со ссылкой на «источники» сообщил о готовности обеих сторон заключить валютное соглашение. То, что о заключении подобных договоренностей уже сообщалось в феврале и они ни к чему не привели, в данном случае не так важно – память у инвесторов коротка.

В мнениях экспертов о китайско-американских торговых переговорах преобладают три версии: Китай претендует на мировое экономическое лидерство, так что любая договоренность или невозможна, или тут же начнет нарушаться. В третьем варианте предполагается, что Трамп к выборам «скормит» публике что-то формальное, что можно выдать за победу, но до окончательного выяснения отношений будет еще очень далеко. В чем эксперты сходятся, это в том, что даже полный отказ от договоренности вряд ли станет поводом для радикального обвала, но и ее заключение, по вышеназванным причинам, вряд ли даст основу для длительного роста.

Новости по второму рыночному фактору – ожидаемым действиям ФРС, тоже неоднозначны. Число первичных заявок на пособия по безработице в который раз оказалось меньше прогнозов и меньше, чем в прошлом месяце. В индикаторах эти цифры привычно окрашиваются в зеленый, хотя уже не раз отмечалось, что для США это означает снижение возможностей роста для бизнеса из-за растущей нехватки рабочих рук. Как раз сегодня глава ФРБ Далласа Роберт Каплан, в числе прочего, отметил, что «экономика достигла предела занятости или даже вышла за него».

Базовый индекс потребительских цен в США в сентябре вырос только на 0,1% при прогнозе 0,2% и росте месяцем ранее на 0,3%. Это неприятный знак для экономики и неоднозначный сигнал для рынка. С одной стороны, это означает для ФРС возможность снизить ставку, не опасаясь неконтролируемого роста инфляции. С другой стороны, руководство ФРС не раз говорило, что полагает слишком низкую инфляцию проблемой для экономики и намерено удерживать ее на уровне около 2%. И если после неоднократного снижения ставки инфляция все равно ползет вниз, это может означать, что стимулирующие меры ФРС бесполезны и их применение – просто растрата запаса прочности системы.

Так что по этой или другой причине, но доля трейдеров, ожидающих снижения ставки ФРС на ближайшем заседании 30 октября за день снизилась с 85,5% до 75,9%, а на прошлой неделе она достигала 94,1%.

Фьючерс на индекс S&P 500 за день с уровня 2920 п. перебрался на 2940 п., но по состоянию на 21.20 МСК держится на этой высоте с большим трудом. Фьючерс на золото в моменте упал ниже $1500 за унцию, но к вечеру потихоньку выбрался наверх, хоть и остался в «красной» зоне. Индекс доллара в начале дня вырос до 98,6 п., но к вечеру тоже вернулся примерно к отправной точке, на 98,4 п. На долговом рынке сохраняется вчерашняя тенденция: дешевеют все американские госбумаги, кроме трех-шестимесячных. В общем, у всех все более-менее терпимо, но расход нервов явно избыточен.

«Некоторые крупные инвестфонды переходят в короткие позиции: всем надоело, индекс S&P 500 два месяца топчется на месте и никто не зарабатывает. Если абстрактно предположить, что завтра США с Китаем договорятся, то это будет последний позитив, все ради этого и сидят. А потом можно “сливать воду”. Но и если сделка не состоится, глобальной просадки, как мы видели в прошлом году, вряд ли стоит ждать. Это должна быть ошибка регулятора или что-то непредсказуемое. Так что по этому поводу пока можно чувствовать себя относительно спокойно, – говорит директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг – Если бы кто-то несколько лет назад сказал, что Греция сможет занять под отрицательную ставку, его бы поместили в лечебницу. Но мы живем в мире парадоксов, и жадность способна творить чудеса».

Нефтяной рынок тоже подвержен словесным интервенциям. Генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо заявил ОПЕК и ее союзники сделают все возможное, чтобы предотвратить избыточное предложение нефти на мировом рынке. Правда, параллельно генеральные директора крупнейших нефтяных трейдеров Vitol, Trafigura и Gunvor согласно озвучили прогноз, согласно которому цены на нефть не начнут расти раньше конца 2020 года а пока будут держаться ниже $60 за баррель Brent. Это связано и с замедляющимся ростом спроса, и с продолжающим бесконтрольно расти предложением сырья. Но рынок решил поверить генсеку, и фьючерс на баррель Brent опять упорно борется за уровень $59,2.

В России тоже все хорошо. Индекс РТС вырос на 1,02%, в том числе благодаря продолжающемуся укреплению рубля – к 19.50 МСК курс доллара снизился на 40 коп. до 64,49 руб. Индекс МосБиржи вырос на 0,31% – правда опять не смог пройти уровень 2730 п. и перешел к снижению.

Но за ближайшее будущее вряд ли стоит беспокоиться – долговой рынок в отличной форме. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что снижающаяся инфляция позволяет более агрессивно смягчать денежно-кредитную политику, однако от конкретных указаний на дальнейшее снижение ставки воздержалась. То есть ставка может быть снижена не только по итогам декабрьского заседания, но и на ближайшем заседании 25 октября, причем не исключено, что снижение последует не на 25 бп, а сразу на 50 бп.

«Председатель ЦБ позволила себе очень сильно смягчить риторику, это означает снижение ставки на следующих двух заседаниях. Учитывая набор глобальных рисков, я не уверен, что речь идет о долгосрочном тренде. Некоторые говорят и о дальнейшем снижении каждый квартал, но думаю, что осторожность регулятора не оставила и решение каждый раз будет определяться очень тщательно. Уменьшились и риски резкого вливания рублей в экономику – министр финансов Антон Силуанов сказал, что будет тратить из ФНБ лишь 400 млрд руб. в год – это равносильно подъему цены отсечения всего до $45 долларов за баррель, – продолжает Валерий Вайсберг. – Думаю, нефть по $50 за баррель мы в следующем году так или иначе увидим, так что особого соблазна тратить и не будет. Спрос на нефть стагнирует: когда 90% мировой экономики замедляется, развернуть эту махину в сторону роста быстро не получится. Риск рецессии в США отчетлив, и замедление в Китае очевидно. Однако, если на мировых рынках не случится ничего фатального, на горизонте трех-четырех месяцев российский рынок получил от ЦБ импульс, и его можно использовать».