Россия играет видную роль в деле международной стандартизации блокчейна

Технология распределённых реестров (distributed ledger technology, DLT) становится всё более популярной в развитых экономиках.

Согласно сентябрьскому прогнозу исследовательской компании Markets and Markets, к 2024 году рынок блокчейн-устройств достигнет почти $1,3 млрд при среднегодовом темпе роста 42,5% за 5 лет. Однако, чтобы стать неотъемлемой частью повседневной жизни, технология блокчейн должна быть стандартизирована.

В аналитическом агентстве Moody's ожидают, что международные отраслевые стандарты в области технологии блокчейн появятся к 2021 году. Эксперты агентства считают, что стандартизация ускорит процесс внедрения технологии, сократит транзакционные издержки, нивелирует регуляторные риски, улучшит интероперабельность систем и повысит качество взаимодействия между участниками рынка, а также повысит привлекательность секьюритизации активов на базе блокчейна.

В августе этого года в Женеве завершила работу фокус-группа по применению технологии распределённого реестра (FG DLT), учреждённая сектором стандартизации Международного союза электросвязи (МСЭ-Т, англ. ITU-T). С момента основания FG DLT в её работе участвуют представители России от Ассоциации ФинТех (АФТ). Фокус-группа уже разработала ряд документов, касающихся ландшафта стандартизации, терминологии, архитектуры DLT, перспектив применения этой технологии, регуляторного фреймворка. Задача состоит в создании международного стандарта, описывающего технологию распределённых реестров на всех уровнях, начиная с определений и заканчивая вариантами её использования.

Параллельно идёт работа над DLT-стандартом и в рамках Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO). Так, в техническом комитете № 307 «Блокчейн и технологии распределённых реестров» (ISO/TC 307 Blockchain and distributed ledger technologies), созданном в 2016 году, российские эксперты участвуют в рабочей группе по безопасности. В рамках группы обсуждаются подходы к оценке безопасности: безопасность данных, консенсус, стабильность, майнинг, активные атаки, использование криптографических алгоритмов (квантовые компьютеры).

В России деятельность ISO сопровождают Технический комитет 26 по стандартизации «Криптографическая защита информации» (TK 26) и Комитет «Программно-аппаратные средства технологий распределённого реестра и блокчейн» (ТК 159) при Росстандарте. Терминология в области технологии распределённых реестров, разработанная ТК 26 с участием экспертов Ассоциации ФинТех, адаптирована, переведена на английский язык и легла в основу международного словаря.

Кроме того, опыт участников Ассоциации ФинТех по проектированию, разработке и эксплуатации российской блокчейн-платформы «Мастерчейн» был положен в основу исследования и нашёл отражение в итоговых технических спецификациях и отчетах, которые исследовательские комиссии МСЭ-Т будут использовать при разработке стандартов.

Также российские эксперты поделились информацией о готовящихся к промышленной эксплуатации на «Мастерчейне» кейсах «Учёт электронных закладных», «Цифровая банковская гарантия» и «Цифровой аккредитив». Эти материалы были использованы при разработке документов «Эталонная архитектура DLT» и «Критерии оценки для платформ DLT».

Зачем необходим единый стандарт технологии распределённого реестра? Управляющий директор Ассоциации ФинТех Татьяна Жаркова и специалист по стандартизации и регулированию АФТ Александр Чубурков пояснили:

«Стандарт важен, поскольку рынок ждёт единой терминологии, чтобы блокчейн-эксперты могли говорить на одном языке, хотя бы на уровне базовых понятий. Необходимы также описания типовых архитектур для построения платформенных решений, которые смогут использовать большинство игроков, а не отдельные участники рынка. Кроме того, нужны единые шаблоны смарт-контрактов и требования по информационной безопасности.

Стандартизация упростит встраивание новых DLT-систем в уже существующий IT-ландшафт и облегчит запуск блокчейн-проектов. Пока разработки в области распределённых реестров остаются уделом программистов, которые, создавая технологическую платформу, попутно решают множество инженерных и даже юридических задач. В будущем работать с продуктами, созданными на базе блокчейна, должны будут не только разработчики, но и линейные менеджеры. Это значит, что необходима методика обучения, для которой, в свою очередь, необходима стандартизация самой технологии.

Промышленный запуск проектов на базе DLT потребует изменений в правовом поле, и появление стандартов позволит методично решать вопросы гармонизации законодательства согласно требованиям технологической реальности. Государства, в свою очередь, смогут выстраивать нормативно-правовую основу регулирования, ориентируясь на международную практику».