По словам Лазба, за десять месяцев 2019 года показатели потребляемой энергии в Абхазии превысили цифры 2018 года. К 1 октября республиканский счет за свет составил 500 миллионов рублей, что на 47 миллионов рублей больше прошлогодних показателей. Этому есть две причины – климатические изменения и деятельность майнеров, заявил Лазба.
В связи с этим главный энергетик прокомментировал проект закона по урегулированию деятельности в сфере майнинга криптовалют, который в июне разработало Министерство экономики Абхазии.
В качестве обязательных условий осуществления этого вида деятельности проектом предусматривается регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, постановка на учёт в налоговых органах в качестве налогоплательщика и получение лицензии на осуществление деятельности по майнингу криптовалют.
Важное положение законопроекта – возможность введения временных ограничений на использование мощностей энергосистемы республики для майнинга криптовалют в случае кризисных ситуаций в электросети, связанных с инфраструктурными ограничениями и дефицитом мощности.
По словам Лазба, «Черноморэнерго» выступает против такой модели. Основная причина – энергетический кризис, который вынуждает сокращать потребление по всей стране. «Легализуя всё это, энергетики получают дополнительную нагрузку, которая влияет на переток, который обходится дороже, чем тариф, предусмотренный для майнера», – заметил он.
Законопроект прошёл согласование и направлен в Кабинет Министров республики. Пока в Абхазии заниматься майнингом запрещено – в декабре 2018 года был принят соответствующий закон о запрете на территории республики майнинга криптовалют с использованием мощностей электроэнергетической системы страны.
2 июля в интервью СМИ президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба подтвердил, что власти намерены создать в стране крупную майнинг-ферму под контролем государства.
Абхазия привлекает майнеров низкими тарифами на электроэнергию. Однако увеличение объёмов потребления электричества приводит к большим нагрузкам на инфраструктуру, которая фактически не ремонтировалась с советских времен.