Эти маневры подчеркивают роль центральных и частных банков и дают возможность подумать о том, как децентрализованные технологии могут восстановить справедливость для американских потребителей.
18 сентября Федеральный комитет по операциям на открытом рынке объявил о снижении ставки по федеральным фондам на 0,25 процента до диапазона от 1,75% до 2%. Это стало вторым снижением ставки ФРС за долгое время. С 2008 года процентные ставки томились на уровне от 0 до 2,5%. Потребители из США привыкли к незначительной доходности на своих сберегательных счетах и депозитных сертификатах (CD), но даже учитывая это, недавнее сокращение является еще одним ударом по их личным финансам и сбережениям.
В то время как потребители считают свои копейки, низкие процентные ставки высвобождают стоимость капитала для других прибыльных потоков банков, таких как выдача потребительских кредитов посредством кредитных карт, инвестиционные банковские операции и торговые операции. Действительно, банки стали теперь более прибыльными, чем когда-либо, во многом благодаря снижению налогов президентом Трампом, но они отказываются снижать высокий процент, который взимают с кредитных карт своих клиентов.
На той же самой неделе, где и произошло урезание ставок, ФРС объявил, что вводит 280 миллиардов долларов на рынок выкупа ценных бумаг или РЕПО, чтобы банки могли удовлетворить свои потребности в ликвидности. Ожидается, что эта сделка продлится до 10 октября, ведь это первая крупная операция ФРС на рынке выкупа после кризиса 2008 года, и она, кстати, противоречит заявлениям Федерального Резерва о том, что он продолжит сокращать свой казначейский баланс, составляющий на текущий момент почти $4 трлн.
Потребность банков в срочных вливаниях денежных средств свидетельствует об их длительной фискальной безответственности. В годы после пузыря на рынке недвижимости ФРС пополнял балансы банков, скупая их токсичные ценные бумаги, обеспеченные ипотекой. Несмотря на то, что несколько лет банки получали такие лёгкие деньги, они использовали свои денежные резервы для других выгодных целей (как показано выше) и небрежно позволили своей чистой прибыли упасть ниже приемлемых уровней.
Кто-то скажет, что платежи ФРС по РЕПО являются естественным результатом требований по резервированию капитала после 2008 года, с которыми столкнулись банки, и что такие меры поддерживают экономическую стабильность. Тем не менее, нет ничего «стабильного» в системе, в которой ФРС искусственно удерживает ставки и дает лёгкие деньги банкам, позволяя им получать непристойные прибыли, обременяя потребителей долгами и препятствуя их способности делать сбережения.
Наоборот, эта система полностью устарела и нуждается в замене.
Блокчейн-технология, цифровые активы и децентрализованные финансы («DeFi») дают возможность полностью переосмыслить взгляды мира на банковские и финансовые услуги - и, по всей вероятности, ФРС своими рыночными манипуляциями невольно ускоряет спрос на такие технологии.
Например, путём снижения ставок и заодно способности вкладчиков зарабатывать достаточный процент на своих сбережениях, ФРС стимулирует потребителей искать доходность в других местах. Биткоин, Ethereum и другие цифровые активы без привязки к валюте позволяют потребителям диверсифицировать свое богатство и страховать себя от «зелёных» долларов.
Неудивительно, что согласно недавнему исследованию 43% молодых американцев, многие из которых обременены кредитами на обучение и обеспокоены своими сбережениями, считают, что криптовалюты должны «заменить» нашу нынешнюю финансовую систему.
Параллельно с этим введение ФРС миллиардов долларов в банковскую казну через рынок РЕПО ставит перед нами очевидный вопрос: почему ФРС дает деньги банкам, а не напрямую гражданам США или другим организациям?
Железная хватка и рычаг влияния банков на вновь отчеканенную валюту будет и впредь разрушать веру в доллар и увеличивать популярность таких стейблкоинов, как USD Coin и TUSD. Эти цифровые активы, привязанные к доллару, являются стабильным средством обмена - и в отличие от долларов они представляют собой криптовалюты, которые работают на блокчейне и защищены приватными ключами, что обеспечивает больше непосредственных услуг по P2P-кредитованию и займам, что устраняет необходимость в банках и других сборщиках пошлин.
Крипто-революция все еще только зарождается: на блокчейне находится активов в общем на $500 млрд, что просто капля в море мировой экономики объёмом $120 триллионов.
Но колеса уже приведены в движение, и то, что начиналось как децентрализованное движение, теперь привлекает сторонников от корпораций и правительства. От криптовалюты Libra Facebook и коина JP Morgan Coin до растущего интереса центральных банков - теперь крупные учреждения конкурируют с децентрализованными протоколами за будущее криптовалюты.
Хотя никто и не знает, какие компании или протоколы выйдут победителями в битве за криптовалюту, одно можно сказать наверняка: взаимозависимость ФРС и системно значимых банков, которым нельзя банкротиться, вызовет еще больший скептицизм насчёт финансовой системы и увеличит спрос на децентрализованные решения.