Такой прогноз содержится в обновленном проекте Энергетической стратегии до 2035 года, проект которого разрабатывает Министерство энергетики РФ.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на собственные источники в правительственных кругах, проект этой стратегии был представлен 21 сентября на совещании у министра энергетики Александра Новака. Изначально в документе прогнозировалось, что замедление роста мирового спроса на нефть произойдет после 2025 года, так как пик потребления может быть достигнут еще до 2030-х годов.
Через несколько дней формулировка была уточнена с тем, что пик спроса на нефть придется на 30−40-е годы, и только потом начнет падать.
Несмотря на то, что падение спроса на нефть впервые признается в официальном прогнозе, на словах чиновники уже начали говорить о том, что это возможно, поэтому сейчас нужно постараться извлечь максимальную выгоду из ресурсов.
Например, в феврале об этом говорил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. По его словам, уже сейчас возобновляемые источники энергии начинают конкурировать с углеводородной энергетикой: во многих странах себестоимость производства «зеленой энергии» либо уже сравнялась с традиционными источниками, либо близка к этому, и на горизонте 15−20 лет именно этот фактор будет давить на цену нефти.
«В настоящем мы должны максимально постараться добыть все, что у нас есть, и продать. Потому что потом это никому не будет нужно. И за то время, пока есть спрос, успеть перестроить экономику и страну, чтобы подготовиться к будущему», — сказал Завальный, добавив, что «каменный век закончился не потому, что закончились камни.
О том же в феврале говорил и замминистра энергетики Павел Сорокин в интервью «Ведомостям». По его мнению, спрос на нефть начнет падать через 20−25 лет.
За это время российская экономика теоретически могла бы перестроиться и встать на не сырьевые рельсы. Однако если падение спроса начнется уже после 2030-го, на эту грандиозную задачу останется всего десятилетие. А, может, и меньше. Международное энергетическое агентство в марте предсказало, что падение спроса на нефть может начаться уже после 2024 года, то есть всего через пять лет.
Учитывая, что несмотря на все разговоры об инновационной экономике, с 2014 года никаких реальных сдвигов не произошло, кажется сомнительным, что к 2030, не говоря уже о 2024-м, удастся избавиться от нефтяной зависимости.
Сейчас, как подсчитали в Минфине, если бы цена на нефть упала до 10 долларов за баррель, государство за 10 лет лишилось бы суммы, равной 70% ВВП или около 71 трлн. рублей.
Стоит отметить, что падение спроса на нефть и, соответственно, цен — не единственная проблема, которая стоит перед нашей нефтедобывающей отраслью. Еще одна угроза — это исчерпание рентабельных запасов «черного золота». Сейчас, по словам Завального, из традиционных месторождений выработано уже 55%, то есть больше половины.
Коэффициент извлечения нефти в России составляет 26%, то есть три четверти всех запасов остается в земле. Это вдвое хуже мировых лидеров, так как в США тот же показатель составляет 42%, а на шельфе Норвегии — 50%.
Чтобы поддерживать нефтедобычу, придется переходить на трудноизвлекаемые запасы, что существенно дороже. Себестоимость одного барреля нефти, добытого на Баженовской свите, в 2,2 раз выше, чем на зрелых месторождениях. А для арктических месторождений стоимость добычи и вовсе равняется ста долларам за баррель. Конечно, при развитии технологий стоимость добычи можно было бы уменьшить, но с собственными разработками у нас проблемы, а импорт западных агрегатов оказался под санкциями
В текущей версии «Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года», у России есть около 7 лет до критической точки, когда фонд действующих месторождений перестанет справляться с нагрузкой.
К 2035-му, по оценке Минэнерго, объемы производства могут рухнуть с 553 млн. тонн в год (11,4 млн. баррелей в день), до 310 млн. тонн (6,3 млн баррелей в день).