Недавние рекордные уровни бегства капитала позволяют предположить, что инвесторы не совсем убеждены в обоснованности текущей экономической стратегии правительства, которая направлена на расширение и диверсификацию производственной базы. Настало время ускорить переход России к постиндустриальной экономике, в которой более важную роль играют отрасли знаний и услуг.
Как страна со средним уровнем дохода, имеющая большой государственный сектор поддержки, в России ни затраты на рабочую силу, ни налоги не являются низкими. Хотя китайские затраты на рабочую силу растут, они по-прежнему составляют треть от тех, что в России, что дает китайцам огромное преимущество на мировом рынке промышленных товаров.
Правительство пыталось ослабить преимущество Китая, субсидируя отрасли и устанавливая высокие тарифные барьеры. Хотя это может быть политически популярным, оно просто задерживает необходимые реформы производительности и управления, которые помогут российской промышленности стать более конкурентоспособной. Это также удерживает капитал и рабочую силу в убыточных предприятиях, когда их можно было бы более эффективно использовать для создания прибыльных отраслей будущего.
Если правительство желает основать будущую экономику страны на производстве, оно должно будет наблюдать за огромным ростом производительности в очень короткие сроки. Нынешняя политика субсидирования и торгового протекционизма активно работает против этого.
Российское правительство в последние годы пыталось преодолеть свои структурные проблемы, используя фискальные и монетарные инструменты для стимулирования внутреннего спроса - тактику, которую он имеет во многих развитых странах. Но это только помогло повысить инфляцию и увеличить зависимость от импортируемых товаров. Это не решило фундаментальную проблему, заключающуюся в том, что рабочая сила в России слишком дорога, чтобы производить низкокачественные, дешевые товары, и еще не смогла конкурировать в производстве более высокого уровня.
Некоторые призывают к массовой реиндустриализации страны, чтобы она могла конкурировать с Китаем, как это было в советское время. Это было бы теоретически возможно при крупных макроэкономических и институциональных реформах, включая гораздо более высокий уровень государственного вмешательства в экономику.
Однако текущие темпы бегства капитала демонстрируют, что российские инвесторы нервничают по поводу таких перспектив. Поэтому на них нельзя рассчитывать, чтобы поддержать основную реиндустриализацию экономики.
Но это отнюдь не обескураживает. Настоящая награда заключается не в низкозатратном крупномасштабном производстве - рынке, который в значительной степени был охвачен такими странами, как Китай, - а в постиндустриальной экономике, основанной на высокотехнологичных отраслях знаний и услуг.
Чтобы добиться этого, российское правительство должно обеспечить всем секторам равные возможности для процветания. Это означает такую политику, как налог на природные ресурсы, сокращение субсидий и защиту торговли для более слабых секторов, а также снижение нормативных и налоговых барьеров для открытия новых предприятий. Другие жизненно важные реформы включают ускорение процесса приватизации и общее дерегулирование экономики.
Правительству также необходимо обеспечить, чтобы инвесторы могли с уверенностью использовать свой капитал, не опасаясь будущих произвольных конфискаций правительства или мер регулирования. Это означает, что права частной собственности должны серьезно восприниматься и поддерживаться судебной властью без вмешательства со стороны исполнительной власти. Правовая система должна быть справедливой и прозрачной, и должным образом отделена от правительства, чтобы решения были аполитичными и последовательными. Эти шаги будут иметь большое значение для устранения коррупции, которая сдерживает экономику.
Другими приоритетными реформами должны быть обеспечение конкурентоспособности и прозрачности государственных инвестиций и расходов, а также обеспечение большей согласованности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.
Помимо этого, рабочей силе необходимо совершенствовать свои навыки, чтобы конкурировать в экономике знаний 21-го века. Труд также должен стать более мобильным, чтобы люди могли перемещаться из районов безработицы, чтобы воспользоваться новыми возможностями.
Если структура политики правильная, то нет никаких причин, по которым российские компании и инвесторы не могут сами модернизировать экономику снизу вверх, при необходимости со стратегической помощью и инвестициями со стороны правительства.
Правительство положило хорошее начало, например, создав новую «Силиконовую долину» за пределами Москвы и инвестировав значительные суммы в современную транспортную и коммуникационную инфраструктуру.