Новогодний маршрут
Январь оказался жестоким для инвесторов. Всего за 10 торговых дней мировые фондовые рынки потеряли более 4 трлн долларов, а настроения были подорваны опасениями по поводу замедления темпов экономического роста в Китае и обесценивания валюты. В свою очередь, рынки облигаций были подорваны конфликтующими силами центральных банков, продающих резервы для поддержки своих валют, и инвесторами, стремящимися к безопасности.
Поскольку FT Markets покрывала беспокойство на столь ранней стадии года, мы предупреждали, что: «Глобальное воздействие болезненно, но управляемо и далеко не достаточно, чтобы повергнуть мир в новую рецессию. После трудных первых 10 торговых дней в году это, пожалуй, самый благоприятный результат для инвесторов: тот, в котором проблемы, которые они видят, не исчезают, а, по крайней мере, сдерживаются ».
Другим ключевым элементом новогодней слабости на рынках стало падение цен на нефть. К третьей неделе января добыча нефти марки Brent достигла минимума за год, составлявшего 27,10 доллара за баррель, что привело к росту продаж акций и облигаций энергетического сектора, в частности, долговых обязательств американских буровых сланцев, оцениваемых в мусорную корзину. Это побудило Саудовскую Аравию назвать нефть за 30 долларов нерациональной.
Затем в конце января Банк Японии нанес еще один большой шок рынкам и банкам, поскольку он принял политику отрицательной процентной ставки. Последствия были незамедлительными, поскольку инвесторы бросили акции банков, в то время как японские инвесторы искали более высокодоходный долг еврозоны, Великобритании и США. Это помогло снизить процентные ставки на мировом рынке.
Голосование за Брексит
Как только пыль улеглась после того, как рынок упал в обморок, и оппортунистические инвесторы бросились покупать акции, так что барабаны начали биться в преддверии голосования Великобритании о том, оставаться ли членом ЕС. Голосование за Brexit стало настоящим шоком для рынков, поскольку инвесторы были уверены, что Великобритания останется в ЕС.
На полпути года мы выделили пять возможностей и рисков для глобальных инвесторов. Среди рисков, на которые мы указывали в начале июля, были риски слабого юаня и более сильного доллара, поражающего мировые рынки. Бразилия и Япония также фигурировали в ряду рисков и возможностей.
Что дальше для рынков в этом году: прибыль или опасность?
Уже в центре внимания в июле и все еще оживляющих рынки в декабре были референдум по конституции Италии и плохие кредиты, изводящие банки страны. Ранее в этом месяце Италия проголосовала против реформ, что привело к отставке Маттео Ренци с поста премьер-министра. А банковские акции страны остаются глубоко под водой в течение года.
Проблема сверхнизкой доходности облигаций
Последующее возрождение QE со стороны Brexit и Банка Англии стало окончательным драйвером большого ралли облигаций, которое помогло определить 2016 год на рынках. К августу глобальные ориентиры были на рекордно низких уровнях, во главе с 10-летним золочением, приносящим ничтожные 0,51 процента, в то время как весь рынок облигаций Швейцарии кратко торговался ниже нуля.
К августу совокупность отрицательных долговых обязательств выросла до 13,4 трлн.
Наибольшую потерю в мировой торговле долговыми обязательствами, которая составляла менее 14%, составляла около 14 трлн долларов США, - это пенсионная и страховая отрасли.
Акции Уолл-стрит продвинулись дальше на рекордную территорию. А продажи облигаций ускорились в середине месяца после того, как Федеральная резервная система подтолкнула рост затрат по займам и указала на более агрессивные темпы ужесточения в следующем году.