На сегодняшний день официальный прогноз в трехлетнем бюджете вялый; он прогнозирует экономический рост в 2%, а прогноз КСО еще более консервативный — рост на 1,5%. Но темпы роста могут быть увеличены, если будут приняты несколько ключевых мер.
Увеличение общей производительности факторов является существенным. Новые технологии должны быть внедрены. Президент сказал в своем выступлении, что технологические инновации должны внедрять 50% компаний, но сегодня только 8% из них делают это, а значит, необходимы стимулы для содействия инновациям. Консорциумы НИОКР, вероятно, должны быть созданы для расширения новых рынков и секторов, которые могут объединить производителей, потребителей и регулирующие органы.
На цифровизацию будет приходиться до одной трети улучшения производительности. Основная проблема здесь — нехватка профессионалов. Университеты должны готовить больше специалистов по программированию и управлению цифровыми технологиями, в том числе в сфере производства. Современное образование не отвечает этому требованию. То же самое относится и к здравоохранению. Ежегодно умирает около 450 000 человек трудоспособного возраста, причем 80% из них — мужчины. Здоровая продолжительность жизни — это ресурс, предотвращающий сокращение трудоспособного населения (в прошлом году население сократилось на 1 миллион).
Городская политика и развитие мегаполисов, или агломераций, также важны. Они будут расти быстрее (5-7%), чем остальная часть экономики. Правительство должно поддерживать агломерационные процессы различными способами, включая инвестиции в инфраструктуру и транспорт, что поможет связать территории друг с другом. Потенциально успешными мегагломерациями, по словам Алексея Кудрина, являются Уральский (Екатеринбург — Челябинск — Пермь) и Сибирский (Новосибирск — Томск — Барнаул).
Другой политикой является диверсификация экспорта, удваивающая не сырьевой экспорт до 250 миллиардов долларов, особенно с точки зрения машиностроительной продукции (сейчас она составляет только 8% экспорта). Оптимистичные прогнозы говорят о том, что не сырьевой экспорт может сравниться с экспортом ресурсов только к 2035 году. Но для этого необходимо поддерживать выход компаний на мировые рынки, а не только высокотехнологичные. Например, следующие шесть лет станут вехой: экспорт продовольствия из России превысит импорт продовольствия.
Но вся эта политика должна поддерживаться развитием предпринимательства в целом. 64% населения положительно относятся к предпринимательству, но только 2% хотели бы начать собственный бизнес, что значительно меньше, чем в Европе и развивающихся странах. Алексей Кудрин считает, что эту ситуацию следует переломить. На данный момент доля государственного сектора в экономике продолжает расти.
От безработицы к инвестициям
Максим Орешкин, министр экономического развития России, рассказал о том, что было сделано правительством в последние годы и что еще предстоит сделать. Он отметил, что в последние годы был осуществлен переход к таргетированию инфляции и плавающим обменным курсам, и был создан механизм долгосрочного распространения воздействия цен на экономику. В целом, была построена макроэкономическая система, которая устойчива к колебаниям мировых цен на ресурсы и колебаниям потоков капитала.
Министр также отметил, что уровень естественной безработицы постепенно снижается. Это связано с изменением возрастной структуры рабочей силы. Доля людей в возрасте до 24 лет уменьшается, и в этой возрастной группе самый высокий уровень безработицы. Кроме того, ситуация медленно улучшается в двух наиболее проблемных федеральных округах — Южном и Северном Кавказе — где уровень безработицы традиционно выше, чем в среднем по стране: по сравнению с 2000 годом структурная безработица там снизилась почти вдвое.
Положение России в глобальном контексте можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, экономический рост в 1,5%, который показал Россия в 2017 году, значительно ниже, чем в развитых (2,3%) и развивающихся (4,7%) странах. Но Максим Орешкин считает, что это различие во многом связано с демографическими процессами и динамикой рабочей силы. В расчете на одного человека в возрасте 15–64 лет экономический рост в России составил 2,3%, а в глобальном масштабе - 2,6%. По оценкам Минфина, мировой экономический рост в ближайшие годы составит 3%.
Если Россия желает продемонстрировать темпы роста выше, чем в среднем по миру, задача состоит в том, чтобы удвоить темпы роста в странах с аналогичным уровнем развития. Для этого, по словам Орешкина, России необходимо «продвинуться во всех ключевых областях и добиться максимальных результатов во всех из них». К ним относятся численность экономически активного населения, инвестиционная активность и коэффициент производительности.
Поколение конца 1990-х годов, родившееся в период наибольшего снижения рождаемости, выходит на рынок труда, и многие люди из послевоенного поколения покидают его. Это означает, что до 2025 года среднегодовое снижение численности населения трудоспособного возраста составит 500 000 человек. Демографическая нагрузка будет расти: на 1000 трудоспособных членов населения будет более 850 зависимых лиц. Это усугубляется проблемой высокой смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Все эти факторы «побеждают способность рынка труда реагировать на задачу повышения темпов экономического роста».
Между тем, правительство способно способствовать снижению структурной безработицы. В частности, по словам Максима Орешкина, правительство разрабатывает новый режим регулирования для самозанятых людей: «более легкий и удобный, который будет способствовать занятости на неполный рабочий день для тех, кто желает ее иметь». Другое направление деятельности — программы непрерывного образования и переподготовки. Важным фактором является увеличение продолжительности жизни, особенно продолжительности активной жизни. Сегодня мы видим быстрое (в несколько раз) снижение экономической активности, когда люди достигают возраста 60 лет.
По словам министра, фактор миграции должен использоваться более активно. Правительство рассматривает два механизма: упрощенную процедуру предоставления гражданства выпускникам ведущих российских вузов (сегодня в России обучается около 250 000 иностранных студентов) и программу переселения соотечественников. Кроме того, для высококвалифицированных международных специалистов должны быть введены упрощенные процедуры получения вида на жительство и гражданства.
Российская экономика «почти исчерпала свои возможности для догоняющего роста»: ВВП на душу населения в России на 60% выше, чем в среднем по миру. Единственный способ для России значительно увеличить темпы экономического роста в ближайшие годы — это накопить капитал и увеличить долю инвестиций в ВВП (сегодня эта доля составляет около 21%). ВВП вырос в 2017 году по сравнению с 2016 годом, в основном за счет увеличения потребления (на 3 трлн рублей), а накопление основного капитала увеличилось почти вдвое: 1,6 трлн рублей. С 2017 по 2021 год это соотношение должно быть доведено до точки, где эти два значения практически равны. Это может быть достигнуто, если сбережения домохозяйств и населения будут расти, что будет означать «изменение структуры бюджетных расходов с операционных расходов на инвестиции». Но если это не сопровождается общим улучшением инвестиционного климата, накопленные сбережения будут просто перетекать за границу. Говоря о распределении инвестиций по областям, 20-30% от общего избытка инвестиций должно быть потрачено на инфраструктуру. «Мы активно работаем над этими программами в течение последних нескольких месяцев».