Бесстрашие

Буруджян Джек: бесстрашие.

И последнее, что должен понять желающий добиться больших денег трейдер – бесстрашие. Есть много видов храбрости. Я обнаружил, что для меня значение слова бесстрашие, а также восприятие мужества сильно изменилось за последние 22 года. Меня учили тому, что для входа в рынок требуется сочетание страха и бесстрашия. Я всегда относился к крупным трейдерам как к очень смелым людям. И неудивительно: ведь им приходится справляться с огромными финансовыми рисками. Все имеющие опыт торговли понимают, что бесстрашию научить невозможно, – оно или есть, или его нет. Мне встречались прекрасные трейдеры, не способные справиться со страхом торговли большими объемами. Меня всегда удивляли некоторые из наиболее одаренных членов биржи, чувствовавших себя комфортно лишь тогда, когда у них было открыто не более одного лота.

Я был уверен, что мне известно значение и смысл бесстрашия, но изменился мир, а вместе с ним и мои представления о мужестве. Все чаще я задавался вопросом: «На самом деле ли я понимаю, что значит быть мужественным?». После того, как стране пришлось пройти через травму 11 сентября, определение мужества применительно к торгующим крупными объемами трейдерам, уже нельзя было применять к пожарникам или людям, погибшим в башнях и самолетах. То же самое можно сказать и о тех, кому пришлось отправиться в Персидский залив и воевать там. Дэн Скэрневек, мой друг и коллега по площадке СМЕ, был на первой войне в Заливе. Когда он торгует, то особого страха не испытывает. Других ужасает перспектива крупного проигрыша, но Дэна она не очень заботит. На трейдинг он смотрит уже иными глазами, ведь ему довелось в буквальном смысле испытать на себе вражеский огонь.

Я старался поделиться своим мнением о наиболее важных качествах, необходимых трейдеру. Обычно молодые люди, понимающие значение риска и доходности, дисциплинированности и бесстрашия, делают себе успешные карьеры на рынках капитала или в других сферах бизнеса. Моим самым лучшим учеником был Дерек Буэндинг (Derek Buending). Я называю его племянником, но на самом деле он сын моей кузины Энни. Его дядя со стороны отца был отличным трейдером по опционам. Дерек рос в обстановке, близкой к биржевой, и с детства был сведущ в торговле.

Окончив среднюю школу в Хьюстоне, он решил приехать в Чикаго и до поступления в колледж поработать на рынках. На СМЕ Дерек был подобен машине! Находясь в постоянном движении, он как губка впитывал в себя информацию и на лету схватывал обсуждаемое. В конце дня парень всегда звонил мне и спрашивал моего мнения о двигающих цену фундаменталиях и влияющих на торговлю новостях. Через месяц он сообщил, что прошел собеседование в компании Кингстри (Kingstree), частной трейдинговой группе (proprietary trading group) в Чикаго.

Это был лучший «проп шоп» в Чикаго. Список трейдеров, желающих получить в этой компании работу, был длиной в милю. Я постарался умерить его ожидания, сообщив ему, что придется вступить в борьбу не только с выпускниками колледжа, но и с магистрами делового администрирования. В фирму Дерека привел человек, с которым он познакомился в электричке. К счастью, он оказался лицом, ответственным за психологическую оценку кандидатов при приеме на работу. При интервьюировании трейдеров этому уделяется серьезное внимание. Для меня не стала неожиданностью успешная сдача Дереком всех тестов. Единственным препятствием был возраст: ему было только 18!

Мне позвонил психолог компании Кингстри, на которого способности Дерека произвели большое впечатление. Он был убежден, что из парня получится отличный трейдер. Это был очень радостный момент для нас, для его родителей и всей остальной семьи. Мы хорошо понимали, что суметь в 18 лет получить работу, к которой стремилось столь много магистров, – огромное достижение! Дерек приступил к торговле облигациями, рассчитывая в будущем перейти на индексные фьючерсы. На первых порах его торговля протекала сумбурно. Он хорошо понимал все обязательные составляющие трейдинга, но ему было трудно принять бесстрашие, необходимое для открытия позиции. Однажды вечером он позвонил и завел разговор об этом.

Помню, что я потратил уйму времени на перечисление множества качеств, требуемых для успешной торговли. Я посоветовал ему избегать привычки добавлять новые позиции к уже существующей убыточной позиции, стараться подольше держать прибыльные позиции и так далее. Но большая часть беседы ушла на объяснение человеческого поведения и базовых эмоций, которые двигают рынок. Дерек прекрасно понимал фундаменталии, но ему не хватало сугубо человеческого опыта для того, чтобы прочувствовать природу рынка. Однако прошло несколько недель, и он сумел добиться понимания эмоционального аспекта быстрее всех, кого я когда-либо знал! Он сфокусировал внимание на различных обстоятельствах, приводящих инвестиционный капитал в движение, и стал выигрывать деньги. По мере того как карьера трейдера набирала обороты, мысль о продолжении учебы все реже посещала Дерека.

Я объяснил ему важность образования, которое способствует пониманию макроэкономических факторов. Юношеская горячность подвела его – несколько сделок подряд ушли в минус, и Дерек стал проигрывать деньги компании. Мы обсуждали сложившуюся ситуацию, я постоянно повторял, что он играет в высшей лиге. Как любит повторять Дэн Фришберг (Dan Frishberg) с БизРадио (BizRadio), на Уолл-стрит низших лиг нет! В конце концов, после беседы с матерью и звонков отца из Техаса, Дерек решил поступать в колледж. При прощании я сказал ему, что он ничего не теряет, ибо рынок никуда не денется от него. Не имеет значения, как скоро он вернется, – всегда найдется, чем торговать. Он хорошо разобрался в риске и доходности, а жизнь научит его всему остальному. Ключевым моментом на рынке является мужество, а для того, чтобы стать бесстрашным, нужно набраться опыта.

В феврале 2006 года Дерек попал в ужасную аварию. За шесть лет до этого его 16-летняя сестра Стефани погибла в автокатастрофе. Как только я услышал об этом, я представил состояние его родителей. Через две недели Дерек умер. Я полетел в Хьюстон на похороны. Было ужасно хоронить еще одного ребенка Энни и Стива. На кладбище приехали все не занятые на дежурстве врачи и медсестры из больницы, в которой Дерек боролся за свою жизнь.

Одна медсестра заговорила со мной об Энни. Оказывается, когда Дерек лежал в больнице, туда привезли еще одного разбившегося на машине подростка, который вскоре умер. Энни утешала родителей как могла. Она рассказала им, что уже испытала горечь потери ребенка, что она, наверное, потеряет и второго ребенка. Она говорила о том, что боль со временем утихает, хотя никогда и не исчезает. Смотря на двоюродную сестру и ее мужа, я понял, что все мои представления о мужестве были ерундой. Дождливым февральским утром мы похоронили Дерека, с которым умерла частичка нас самих.

Я написал об этой истории, так как она помогла мне понять многое, о чем я, как оказалось, не имел раньше верного представления. Необходимое для открытия позиций бесстрашие несравнимо с мужеством, которое требуется нам для того, чтобы справляться со страшными событиями в жизни. Есть старая поговорка биржевых трейдеров: «Это всего лишь деньги, мы всегда сможем заработать еще». Можно иначе выразить понимание того, что в жизни есть вещи важнее выигранного трейда: жизнь драгоценна и неповторима, а деньги заменяемы. Я никогда до конца не понимал этого, пока мы не потеряли Дерека.

Посвящается памяти моего племянника Дерека Буэндинга.