Все фондовые рынки падают, а мы подрастаем несколько дней, правда при маленьких объемах. Аналитики сразу заговорили о том, что наш фондовый рынок проявляет независимость, у нас вообще все замечательно и мы будем расти, несмотря ни на что. Все это неожиданно закончилось просто обвальным падением.
На мой взгляд, неадекватный рост объяснялся очень просто. Руководство крупных инвестиционных и управляющих компаний еще не вернулось из новогодних отпусков, а простые трейдеры без команды сверху не решались начинать массированные продажи. Как бы то ни было, рынок впоследствии отыграл эту задержку с лихвой, и мы упали даже сильнее остальных рынков.
Важнейшим принципом при анализе рынка я считаю то, что при прогнозировании возможных событий мы не должны ограничиваться только критериями, связанными с ценой (их отражением являются графики изменения цен). Такой подход свойствен большинству механических торговых систем, но он не отражает реального состояния дел.
Рынок движим эмоциями, а отнюдь не фундаментальными факторами. Вторая половина 2008 года очень хорошо показала: старая как мир поговорка, что «вещь стоит ровно столько, сколько за нее готовы уплатить», вполне применима к теории поведения цены.
В последние годы резко выросла доля любителей среди участников рынка, поскольку любому желающему предоставлена возможность доступа к торгам на бирже с помощью Интернета, а также значительно упала стоимость совершения сделок.
Чем значительнее степень присутствия непрофессиональной публики, тем важнее роль эмоций в торговле. Но неправильно будет думать, что толпа состоит лишь из недостаточно опытных частных инвесторов. Стадный инстинкт свойствен и опытным игрокам: крупным спекулянтам, управляющим фондами и т. д.