Популярные мифы о криптовалюте

Существует большое количество мифов про криптовалюту, поскольку она является достаточно новым трендом, стремительно набирающим популярность.

До сих пор, несмотря на успехи криптовалют, многие обозреватели склонны считать их «пирамидой», «пузырем» и т. д. Критикуя криптовалютный рынок, они приводят весьма шаткие аргументы, не имеющие под собой никаких оснований (мифы). Тем не менее данные мифы совершенно беспочвенны и противоречивы. Некоторые популярные мифы о криптовалюте будут развеяны ниже.

Миф № 1. Криптовалюты ничем не обеспечены. В свою очередь, за сохранение ценности фиатных валют отвечают государства. Большинству государств, работающих на экспорт, выгоднее держать свои валюты в достаточно низкой цене: из-за налогов и коммерческих операций. Государства заинтересованы в том, чтобы курсы валют не нарушали их планов экономического развития. Однако данная экономическая политика никак не применима к криптовалютам, поскольку там используется совершенно иная система.

В условиях децентрализации государство не отвечает за ценность и обеспечение эмиссии криптовалют. Но ценности нет и в фиатных валютах — в связи с отменой некоторыми странами золотого стандарта. По сути, печатные деньги представляют собой чек, выданный государством на покупку того или иного товара или услуги. Они ничем не подкреплены. Кроме того, фиатные деньги точно так же подвержены колебаниям курса. Ни одно государство никому не обещало, что валюта страны будет стабильной.

У криптовалют нет регулятора, который дает какие-то гарантии и обязательства. Но этих обязательств нет и в классических валютах (даже в резервных). Однако есть заинтересованность и финансовая мотивация пользователей. В криптовалютах данная заинтересованность и финансовая мотивация есть у тех, кто инвестирует в криптоактивы и занимается майнингом.

Миф № 2. Криптовалюты — это «пузырь». Для начала необходимо прояснить, что такое финансовый пузырь. Если стоимость актива начинает беспричинно расти, а его внутренняя ценность и значение для экономики остаются неизменными, то актив как бы «надувается». Из-за того, что его внутренняя ценность и использование остаются прежними, спрос на него уменьшается, и в конце концов «пузырь» просто «лопается». Соответственно, происходит полный обвал курса. Здесь уместно будет упомянуть недобросовестную биржевую схему Pump&Dump (англ. «накачать и сбросить»). Суть ее в том, что инвесторы вступают в сговор и начинают вкладываться в один актив, создавая искусственный ажиотаж вокруг него. Естественно, курс актива растет, им интересуются пользователи и начинают его покупать. При достижении пиковой точки курса инвесторы в сговоре быстро продают купленные активы и получают большую прибыль. При этом через некоторое время курс актива полностью обваливается (поскольку нет внутренней ценности) и покупатели остаются ни с чем.

Взглянем на то, как обстоит дело в криптоэкономике.

Данный миф о криптовалюте можно развеять на примере. Возьмем Google, поисковую систему. Допустим, на данный ресурс начинают искусственно нагонять людей. За счет этого все больше людей считают Google поисковой системой № 1 — соответственно, цена Google растет.

Похожая ситуация с криптовалютами. Здесь увеличивается трафик пользователей из-за перспектив высокой доходности. Но данный рост является органическим, поскольку растет не только цена актива, но и ценность криптовалюты за счет того, что растет спрос на сам актив. Платежное средство, используемое узким кругом лиц, никому не нужно. А если данным средством можно рассчитаться с миллионами или даже с миллиардами пользователей, то естественным образом ценность повышается.Следовательно, в случае криптовалюты речь идет об органическом росте, не имеющем ничего общего с финансовым пузырем.

Миф № 3. «Поезд ушел». Каждый год появляются новости о том, что майнинг больше не работает. Однако факты говорят об обратном. То же самое слышно про биткоин: «Поезд ушел». Но на практике все движется вперед.

Возможно, не вполне стабильно и однородно, но движется. Многие делают неутешительные выводы о криптовалютах лишь исходя из высокой волатильности их курса. Следует отметить, что криптоактивы — совершенно новое явление в экономике, которому присущи свои характерные признаки. Поэтому выводы о близком крахе криптовалют, основанные лишь на их высокой волатильности, совершенно лишены оснований. На деле развиваются технологии и экосистема, сервисы, увеличивается пользовательская база, количество криптовалютных кошельков и транзакций, а также курс криптоактивов, не говоря уже об интеграции криптоактивов в традиционный бизнес. Рынок растет достаточно быстро в долгосрочной перспективе, что благоприятно скажется на криптовалютных инвестициях пользователей.

Миф № 4. Криптовалюты — это «финансовые пирамиды и мошенничество». Обычно криптовалюты сравнивают с «МММ», финансовыми пирамидами. Однако пирамида — это прежде всего некая организация, группа или структура. У нее есть обязательства в виде билетов, онлайн-аккаунтов и т. д. Люди, входя в пирамиду, отдают реальные деньги, но получают «фантики», которые якобы предусматривают обязательства структуры и высокую доходность. Затем происходит следующее: владельцы пирамиды осуществляют неконтролируемую эмиссию «фантиков». Поскольку они присваивают реальные деньги, то стараются выпустить как можно больше «фантиков». Таким образом, их обязательства «раздуваются», но никакой внутренней ценности в пирамиде нет. Соответственно, в какой-то момент владельцы структуры разваливают пирамиду, поскольку не могут продолжать исполнять растущие обязательства. Налицо чистое мошенничество, и здесь есть конкретный выгодополучатель — организатор пирамиды.

В отличие от пирамид, в криптовалютах не существует неконтролируемой эмиссии. Биткоин эмитируется по заданной схеме, которая не меняется. Существуют определенные механизмы контроля эмиссии. Кроме того, если бы криптовалюта была пирамидой, то у нее должны были быть обязательства, которые растут с привлечением людей. У биткоина, как у сети, нет обязательств и организатора. Если нет выгодополучателя, то некому разрушить пирамиду, чтобы присвоить реальные активы. Ведь никто из пользователей не получает выгоду от того, что другие пользователи покупают биткоины.

В итоге в криптовалютах нет стандартных признаков пирамиды: выгодополучателя, роста обязательств, неконтролируемой эмиссии. Единственный признак, напоминающий пирамиду, — курс повышается с ростом числа участников рынка. Но это характерный признак любого бизнеса: рост количества клиентов позитивно сказывается на тех участниках, что уже в системе.

«Миф № 5. Криптовалюта — платежное средство маргинальных слоев общества. Есть предположение, что криптовалюты полностью анонимны и поэтому используются преступниками. Однако в криптовалютах нет анонимности как таковой: есть так называемая псевдоанонимность. Т. е. никто не знает, кому принадлежит криптовалютный кошелек, но все транзакции между кошельками прозрачны (можно даже увидеть сумму транзакции). Существуют криптовалюты, действительно гарантирующие полную анонимность. Однако и контингент пользователей в них совершенно иной: как правило, это очень состоятельные люди и инвесторы.Данный миф возник на заре становления криптовалют: в то время лопнула вся финансовая система — банки дискредитировали себя, пользователи разочаровались в государстве и в финансовых регуляторах. Конечно, сегодня биткоин используют и для продажи наркотиков, оружия, проведения иных незаконных операций, но данные сделки составляют менее одного процента от общего числа транзакций.

Резюмируем

Большинство мифов о криптовалюте не имеют никаких оснований.
Нет гарантий, что и фиатные валюты обеспечены.

В криптоэкономике рост является органическим, поскольку растет не только цена актива, но и ценность криптовалюты.

Миф о том, что рынок криптовалют рухнет, или о том, что поздно в них вкладываться, основан лишь на волатильности. В действительности данный рынок стремительно развивается.

Криптовалюта не является финансовой пирамидой, поскольку не имеет ее стандартных признаков: выгодополучателя, роста обязательств, неконтролируемой эмиссии. Следует отличать анонимность, как таковую и псевдоанонимность криптовалют.

Общее число преступных транзакций с использованием криптовалют не превышает 1 %.