Период реформ в конце 1800-х годов, проведенный политикой Сергея Витте, спровоцировал быструю индустриализацию по всей России — но с этим ростом и преобразованием возникли некоторые заметные проблемы.
Сельскохозяйственная империя
Большинство европейцев знали, что Российская империя богата землями, природными ресурсами и экономическими возможностями. В начале 1800-х годов российские лидеры установили торговые отношения с другими европейскими странами, экспортируя большое количество зерна и древесины. Большая часть поступивших в страну доходов выстилала карманы аристократов и землевладельцев и не была инвестирована в индустриализацию.
Промышленные проекты и стимулы часто предлагались в России — но они редко принимались, часто потому что они угрожали финансовым интересам консервативных землевладельцев. В России действительно была тяжелая промышленность — горнодобывающая промышленность, производство стали и бурение нефтяных скважин — но ее промышленный сектор был небольшим по сравнению с экономиками ее конкурентов, Великобритании, Франции и Германии.
Поражение России в Крымской войне (1853-56) выявило слабое развитие империи и острую необходимость индустриализации. Русские заводы не могли производить оружие, боеприпасы или технику, чтобы соответствовать ее врагам. В России было очень мало технических инноваций; большинство его промышленных технологий были импортированы с Запада. Железнодорожная система империи, как оказалось, была крайне неадекватной, с недостаточным количеством линий и подвижного состава для перемещения людей или оборудования в больших количествах.
Реформы Александра II
Реформы, предпринятые царем Александром II в начале 1860-х годов, были отчасти направлены на стимулирование изменений в российской экономике. Освобождение крепостных (1861) было не просто социальной реформой — оно также предназначалось для освобождения их от земли и контроля над консервативными землевладельцами. Царь и его советники ожидали, что многие освобожденные крепостные станут мобильной рабочей силой и переместятся в районы, где нужны промышленные рабочие.
Они также надеялись на разработку более эффективных методов ведения сельского хозяйства и повышение производительности сельского хозяйства. Одним из ожидаемых результатов 1861 года было образование кулачества, успешного крестьянского сословия. Кулака бы по существу быть «Крестьянин капиталистом. У него будут большие участки земли и больше скота или техники; он будет нанимать безземельных крестьян в качестве рабочих; он будет применять более эффективные методы ведения сельского хозяйства и продавать свое излишки зерна с целью получения прибыли.
В то время как эмансипация 1861 года действительно освободила миллионы крестьян от их земли, сила крестьянских общин помешала широкому развитию класса кулаков. В конечном счете, эмансипация 1861 года не смогла внести большой вклад в экономическое развитие России.
Реформы Сергея Витте
В 1870-е годы правительство Александра II инициировало несколько крупных инфраструктурных проектов, в частности, строительство железных дорог. Эти программы были расширены с появлением Сергея Витте в 1880-х годах. Квалифицированный математик, Витте имел успехи как в царской бюрократии, так и в частном секторе.
В 1889 году Витте был назначен ответственным за русскую железнодорожную систему, где он руководил проектированием и строительством Транссибирской магистрали. К 1892 году Витте был министром транспорта, связи и финансов.
Выявив необходимость капиталовложений, Витте упростил иностранцам инвестировать в российские промышленные предприятия. Существующие барьеры были устранены, в то время как иностранным частным лицам и компаниям предлагались стимулы для инвестиций в промышленный и производственный сектор России.
Витте также провел валютную реформу. В 1897 году он перевел российский рубль на золотой стандарт, укрепив и стабилизировав его, а также улучшив обмен валюты. Он также занимал средства для финансирования общественных работ и инфраструктурных программ, включая новые железные дороги, телеграфные линии и электростанции.
«Великий рывок»
К концу 1890-х годов реформы Витте заметно изменили российскую экономику. Большое количество иностранного капитала, главным образом из Франции и Великобритании, финансировало новые заводы и фабрики в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах. К 1900 году около половины российской тяжелой промышленности находилось в иностранной собственности, но Российская империя была четвертым по величине в мире производителем стали и вторым по величине источником нефти.
Новые железные дороги позволили транспортировать их в отдаленные районы империи, облегчая строительство и эксплуатацию заводов, шахт, плотин и других объектов. Транссибирская магистраль открыла отдаленный восток, что позволило инвестировать в такие проекты, как золотые рудники на реке Лена.
Индустриальная экономика России прогрессировала больше за одно десятилетие, чем в предыдущем столетии. Его развитие было настолько быстрым, что историк экономики Александр Гершенкрон впоследствии назвал его «великим рывком».
Проблемы городов
Несмотря на большие успехи, индустриализация в России также имела непредвиденные последствия. Некоторые из них могут оказаться проблематичными для царского режима.
Строительство новых фабрик привлекло тысячи безземельных крестьян в города в поисках работы. Российские города не были оборудованы для быстрого роста городов, вызванного этим новым промышленным бумом. Эта головокружительная урбанизация создала социальные проблемы и привела к формированию потенциально революционного класса: промышленного пролетариата.
В начале 1800-х годов только в двух российских городах (Санкт-Петербурге и Москве) проживало более 100 000 жителей. К 1910 году было двенадцать городов такого размера. В течение десятилетия, между 1890 и 1900 годами, Санкт-Петербург увеличился на 250 000 человек.
Этот рост не сопровождался строительством нового жилья, поэтому промышленным работодателям приходилось размещать рабочих в ветхих общежитиях и квартирах. Большинство жили в негигиеничных и часто морозных условиях. Они ели черствый хлеб и гречневую кашу в людных закусочных. Еще хуже было на фабриках, где часы были долгими, а работа была однообразной и опасной.
Экономические реформы Витте и быстрая российская индустриализация встретились и в некоторых случаях превысили национальные цели — но они породили новый рабочий класс, который подвергался эксплуатации, плохому обращению, группировке в больших количествах и поэтому восприимчив к революционным идеям.