Отчет предупреждает банки о необходимости заново изобрести себя, чтобы пережить следующий спад

Согласно отчету консалтинговой компании McKinsey, более половины игроков в мировом банковском секторе не получают достаточной прибыли и должны быстро изобретать себя, чтобы выдержать любые будущие экономические бури.

Согласно опубликованному в понедельник 58-страничному отчету, почти 60% банков не приносят доход на капитал, который может усугубиться в случае очередного кризиса. «Длительное замедление экономического роста с низкими или даже отрицательными процентными ставками может привести к дальнейшим разрушениям», — говорится в отчете.

Чира Баруа, лондонский партнер McKinsey и соавтор отчета, назвала это моментом «сделай или умри». Баруа объяснил, что серьезный спад может иметь катастрофические последствия для ряда банков, если они не изобретут себя заново.

«В то время как творческие учреждения, вероятно, станут лидерами в следующем цикле, другие рискуют стать сносками к истории. Тем не менее, есть шаги, которые каждый банк может предпринять сегодня, чтобы изменить свое состояние и начать следующий цикл на более прочной основе, но время уходит. Советы и менеджмент должны активно рассматривать стратегические шаги сейчас, а не цикл, навязывающий их им в условиях спада », — сказал Баруа.

Низкие ставки, низкая прибыль

Банки по всему миру несут на себе бремя рекордно низких процентных ставок. Повышение ставок выгодно для банков, поскольку позволяет им предоставлять кредиты инвесторам с выгодной процентной ставкой. Более низкие процентные ставки ограничивают способность банка получать прибыль, тем самым усиливая давление на маржу. Отрицательные процентные ставки, такие как в Европе, наказывают банки за хранение денежных вкладов в центральных банках.

К этому следует добавить угрозы, с которыми сталкиваются банки со стороны таких игроков, как финтех (финансовые технологии), таких, как Revolut, и технологических компаний, таких как Apple, которые вошли в банковское пространство. Согласно McKinsey, банки только отводят 35% своего ИТ-бюджета на инновации и переизобретают стратегии, в то время как игроки-финтех тратят более 70%.

В отчете, который не означает никаких названий банков, изложены ключевые приоритеты, такие как наращивание систем управления рисками на основе искусственного интеллекта, выявление уникальных клиентских баз, а также создание базы цифровых талантов и аналитика данных.

В отдельном отчете за прошлый месяц PwC Luxembourg и агентство по развитию Luxembourg for France заявили, что европейские банки и управляющие активами должны активно принимать меры по «амазонизации» и переходу власти к потребителям, движимым онлайн-платформами.

Джон Паркхаус, старший партнер PwC Luxembourg, сказал: «Поскольку финансовая индустрия Европы стоит на пороге амазонизации и сопровождаются такими важными темами, как инновации и технологии ESG (экология, социальная сфера и управление), более традиционные игроки должны сосредоточиться и инвестировать, если они хотят оставаться конкурентоспособным в глобальном масштабе».

Укрепление

Отчет McKinsey определяет четыре категории, в которые могут быть включены банки по всему миру. Первый из них называется «лидеры рынка», в который входят 20% ведущих мировых компаний, которые захватывают почти 100% экономической добавленной стоимости всей отрасли. Второй - это «устойчивость», в которую входят 25% банков, которые сохранили лидерство на сложных рынках, в том числе многие в Европе.

Третья категория, «последователи», включает 20% банков, которые не достигли масштаба и слабее своих аналогов, несмотря на благоприятную динамику рынка. «Они подвержены риску спада и должны незамедлительно действовать, чтобы увеличить масштабы своего текущего бизнеса, изменить бизнес-модели для дифференциации и радикально сократить расходы», — говорится в отчете.

Наконец, это «проблемные банки». В эту категорию входят оставшиеся 35% банков во всем мире, которые как работают, так и работают на неблагоприятных рынках. McKinsey предупреждает, что бизнес-модели в этих банках несовершенны. «Чтобы пережить спад, слияния с аналогичными банками или продажа более сильному покупателю с дополнительным присутствием могут быть единственными вариантами, если переосмысление невозможно».