МВФ заявил, что в его последних прогнозах по Перспективам мировой экономики показано, что рост ВВП в 2019 году составит 3,0% по сравнению с 3,2% в июльском прогнозе, в основном из-за растущих последствий мировых торговых трений.
Прогнозы создают мрачный фон для ежегодных совещаний МВФ и Всемирного банка на этой неделе в Вашингтоне, где новый управляющий директор Фонда Кристалина Георгиева унаследует целый ряд проблем - от стагнации торговли до политической негативной реакции в некоторых странах с формирующимся рынком, борющихся с МВФ. программы строгой экономии.
В отчете «Перспективы развития мировой экономики» подробно изложены экономические трудности, вызванные тарифами США-Китая, в том числе прямые затраты, нестабильность на рынке, сокращение инвестиций и снижение производительности из-за сбоев в цепочке поставок.
Кредитор по глобальному кризису заявил, что к 2020 году объявленные тарифы сократят объем мировой экономики на 0,8%. На прошлой неделе Георгиева сказала, что это приводит к потере 700 миллиардов долларов или эквиваленту исчезновения экономики Швейцарии.
«Слабость роста обусловлена резким ухудшением производственной активности и мировой торговли, с более высокими тарифами и продолжительной неопределенностью торговой политики, наносящей ущерб инвестициям и спросу на средства производства», - заявила главный экономист МВФ Гита Гопинатх.
По словам Гопинатха, в большинстве стран мира услуги по-прежнему оставались высокими, но в Соединенных Штатах и Европе отмечались некоторые признаки их снижения.
В 2020 году Фонд заявил, что глобальный рост должен возрасти до 3,4% из-за ожиданий улучшения показателей в Бразилии, Мексике, России, Саудовской Аравии и Турции. Но этот прогноз был на одну десятую пункта ниже, чем в июле, и был подвержен риску снижения, включая усиление торговой напряженности, сбои, связанные с Brexit, и резкое неприятие риска на финансовых рынках.
Инвестиционная, торговая палатка
МВФ заявил, что прямые иностранные инвестиции за рубежом в странах с развитой экономикой практически прекратились в 2018 году после того, как в предыдущие годы они увеличивались, составляя в среднем более 3% мирового валового внутреннего продукта в год - или более 1,8 трлн.
Учреждение сообщило, что сокращение на 1,5 триллиона долларов в период с 2017 по 2018 год отражало чисто финансовые операции крупных транснациональных корпораций, в том числе в ответ на изменения в налоговом законодательстве США.
Мировые закупки автомобилей в 2018 году упали на 3%, что отражает падение спроса в Китае после истечения срока действия налоговых льгот и корректировок производства после принятия новых стандартов выбросов в Германии и других странах еврозоны.
Рост мировой торговли в первой половине 2019 года достиг всего 1%, самого низкого уровня с 2012 года, что было обусловлено повышением тарифов и продолжительной неопределенностью в отношении торговой политики, а также спадом в автомобильной промышленности.
После расширения на 3,6% в 2018 году МВФ теперь прогнозирует, что объем мировой торговли увеличится всего на 1,1% в 2019 году, на 1,4 процентного пункта меньше, чем он прогнозировал в июле, и на 2,3 процентного пункта меньше, чем прогнозировалось в апреле.
Ожидается, что рост торговли в 2020 году возрастет до 3,2%, однако риски остаются «перекошенными», заявил МВФ, что значительно замедлило экономику США и Китая.
Тариф, перерасчет потерь
Новые прогнозы МВФ показывают, что объем ВВП Китая в ближайшем будущем сократится на 2 процента при текущем тарифном сценарии и на 1 процент в долгосрочной перспективе, в то время как объем производства в США снизится на 0,6 процента за оба промежутка времени.
«Чтобы омолодить политиков роста, необходимо устранить торговые барьеры, создаваемые долговременными соглашениями, обуздать геополитическую напряженность и уменьшить неопределенность внутренней политики», - сказал Гопинатх.
Но она была осторожна в связи с тем, что президент Дональд Трамп объявил в пятницу о «первой фазе» торгового соглашения США с Китаем, заявив, что необходимо больше подробностей о «предварительной» сделке.
МВФ также смоделировал, что произойдет, если многонациональные компании в Соединенных Штатах, зоне евро и Японии выделят достаточно средств для сокращения номинального импорта на 10%. Кредитор обнаружил, что это приведет к росту потребительских цен и снижению внутреннего спроса, а также ограничит распространение технологий в странах с развивающейся экономикой.
«При росте в 3% нет места ошибкам в политике и острой необходимости для политиков совместно снижать торговую и геополитическую напряженность», - говорится в заявлении. «Дальнейшая эскалация торговой напряженности и связанный с этим рост неопределенности в политике может ослабить рост относительно базового прогноза».